Адаптированная образовательная программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения для детей с тяжелым нарушением речи
Описание образовательной программы
Развитие современного общества
предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к
организации образовательной деятельности, педагогическому процессу, выбору и
обоснованию основных и парциальных программ, результатам и результативности
деятельности.
Адаптированная основная образовательная
программа для детей с тяжелыми нарушениями речи муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5 «Надежда» (далее –
Программа) разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования в соответствии со следующими нормативными
документами:
· Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
21.12.2012 г. с учетом изменений, внесенных Федеральными законами от 7 июня
2013г. № 120-ФЗ, от 2 июля 2013г. № 170-ФЗ, от 23 июля 2013г. № 203-ФЗ,
вступивший в силу с 1 сентября 2013года;
· Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
г.№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вступило в силу 01.01.2021);
· Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»
· Конвенция о правах ребенка от 13.12.1989 г.;
· Приказ Минобрнауки
России от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного образования»;
· Устав Учреждения от 26.10.2015 №4527.
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» (ФГОС ДО).
·
Локальные акты:
-
Положение о педагогическом совете;
-
Положение о
психолого-педагогическом консилиуме;
-
Положение о работе групп
компенсирующей направленности.
Программа
представляет собой адаптированную образовательную программу дошкольного
образовательного учреждения, в котором получают образовательные услуги
воспитанники с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Программа
обеспечивает образовательную деятельность в группе компенсирующей
направленности в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного
образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 5 «Надежда».
Программа
направлена на создание условий развития дошкольников с ограниченными
возможностями здоровья, открывающих
возможности для социализации ребёнка, его всестороннего
личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному
возрасту видам деятельности.
Содержание
Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают
социальную ситуацию развития личности ребенка (социально-коммуникативное
развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие,
художественно-эстетическое развитие). Программа направлена на обеспечение
достижения обучающимися (воспитанниками) целевых ориентиров.
Адаптированная
основная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями
здоровья включает три основных раздела: целевой, содержательный,
организационный. В них представлено описание целей, задач, подходов и принципов
образовательной деятельности с детьми с ОВЗ, результатов освоения
образовательной программы дошкольного образования; описание образовательной
деятельности по направлениям (образовательным областям); характеристика развития
детей с ОВЗ дошкольного возраста (5-7 лет); требования к развивающей
предметно-пространственной среде с учетом специфики дефекта; особенности
взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. В программе
показано, как, с помощью каких методов, приемов, педагогических технологий,
методических пособий, через создание какой предметно-развивающей среды для
детей с ограниченными возможностями здоровья реализуется содержание, заложенное
во ФГОС дошкольного образования.
Программа
определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей с
ограниченными возможностями здоровья и направлена на создание в учреждении
специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые
образовательные потребности этих детей посредством индивидуализации и
дифференциации образовательного процесса.
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных
психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности,
недоразвитие высших познавательных функций, конкретность и поверхностность
мышления, несформированность всех операций речевой деятельности, нарушение
словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы,
несформированность произвольности и целенаправленности всех видов деятельности,
низкая работоспособность. Поэтому разработка адаптированной программы,
учитывающей специфику воспитания и обучения детей с ОВЗ, посещающих группу
компенсирующей направленности учреждения, является актуальной.
Программой предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция
недостатков в их речевом и психическом развитии, а также профилактика вторичных
нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах
деятельности.