Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 5 "Надежда"
Описание образовательной программы
Образовательная программа дошкольного образования
МАДОУ «Детский сад №5 «Надежда» (далее Программа) разработана на основании следующих нормативно-правовых документов,
регламентирующих функционирование системы образования РФ:
§
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
§
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред.
От 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования»
§
Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028 «Об
утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»
§
Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1022 «Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
§
Приказ Минобрнауки России от30.08.2013г. № 1014 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования»;
§
Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013г. № ИР-535/07
«О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
§
Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП
2.4.1.3648-20).
Программа разработана и
утверждена МАДОУ
«Детский сад №5 «Надежда» в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования и федеральной образовательной программой
дошкольного образования.
Программа
МАДОУ «Детский сад №5 «Надежда» обеспечивает разностороннее развитие детей в
возрасте от 1 года до 8 лет с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному,
познавательно-речевому и художественно-эстетическому, комплексное решение задач
охраны жизни и здоровья, достижение
воспитанниками готовности к
систематическому обучению в начальной школе; коррекцию особенностей
речевого, физического и социально-эмоционального развития.
Программа ориентирована на интересы и потребности детей, образовательные
притязания родителей воспитанников, сложившиеся в практике детского сада
физкультурно-оздоровительные и культурно-образовательные традиции, ориентиры и
требования ФГОС дошкольного образования.
Программа учитывает актуальную
социокультурную ситуацию развития детства, результаты современных научных
исследований в области детского развития и основывается на научно обоснованных
и доказано эффективных подходах к организации образовательной деятельности.
Программа
реализуется в нормативный период пребывания детей в ДОУ. Нормативный период
определяется медицинскими показаниями. Ребенок имеет право приступить к
освоению программы на любом этапе ее реализации. Программа реализуется на
государственном языке Российской федерации.
Цели и задачи реализации Программы:
Программа направлена на
разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных
ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским
духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство,
права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая
память и преемственность поколений, единство народов России.
Цель
Программы достигается через решение следующих задач:
·
обеспечение единых для Российской Федерации содержания
ДО и планируемых результатов освоения Программы;
·
приобщение
детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям
российского народа;
- создание условий для
формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта
действий и поступков на основе осмысления ценностей;
- построение (структурирование)
содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и
индивидуальных особенностей развития;
- создание условий для равного
доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом
разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
·
охрана и
укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
·
обеспечение
развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма,
интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его
инициативности, самостоятельности и ответственности;
·
обеспечение
психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и
укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
- достижение детьми на этапе
завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного
освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Развивающей
целью образовательной Программы является содействие становлению и проявлению
детьми основ ключевых компетентностей (социальной, коммуникативной,
деятельностной, информационной, здоровьесберегающей). Главным признаком наличия
у ребенка основ ключевых компетентностей признается проявление им
инициативности, активности, самостоятельности в решении бытовых,
образовательных, игровых и иных, сообразных дошкольному детству и
культурно-образовательным традициям детского сада видах деятельности.
Основными ценностными ориентирами
образовательной Программы являются:
§ обеспечение индивидуализации воспитательно-образовательного
процесса;
§ предоставление ребенку возможности
выбора деятельности через организацию центров активности;
§ солидарное участие семьи в
реализации содержания образовательного процесса.
Индивидуализация
достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и
планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы
каждому ребенку возможность добиться успеха. Индивидуализации способствует и
тщательно продуманная среда, ориентированная на ребенка. Она побуждает детей к
исследованию, проявлению инициативы и творчества. Она динамична и изменчива,
наполнена материалами и возможностями приобретения опыта, которые соответствуют
индивидуальным интересам ребенка и его уровню развития. Организация работы
центров активности дает детям возможность самостоятельно индивидуализировать
образовательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. При таком
подходе ребенок может расти и развиваться в своем собственном темпе. Программа
призвана развить у детей умение осуществлять выбор, решать проблемы,
взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать индивидуальные
цели.
Неотъемлемой частью Программы
является участие семьи. Методы вовлечения семей могут быть различны в
зависимости от конкретных обстоятельств, но неизменен сам принцип: участие всех
семей приветствуется во всем многообразии его форм.
Основанием для определения целей и
задач развития детей, для выбора содержания и форм ведения образовательной
деятельности, для выбора направлений психолого-педагогической коррекции
является психологический возраст.
Разработанная программа
предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными
особенностями Великого Новгорода и Новгородской области.