Импровизация, как элемент творческой деятельности у старших дошкольников

Импровизация, как элемент творческой деятельности у старших дошкольников.
«Импровизация, как важнейший компонент
творческой деятельности,
в определенной степени сходна по своей структуре
с творчеством актера»
(Ю.П. Азаров, В.А. Кан-Калик, Ю.Л. Львова).
Современное общество выдвигает новые требования к воспитательно образовательной
работе в дошкольных учреждениях, федеральные стандарты задают новый уровень обучения
и воспитания подрастающего поколения направленный на качество процесса. Большое
внимание уделяется творчеству воспитателя и проявлениям этого творчества в
педагогической деятельности.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для приобщения детей к любому
виду творчества. Через воздействие на эмоционально чувственную сферу, творчество влияет
на процесс воспитания духовности, культуры, развитие познавательных сторон личности.
Одним из компонентов творческой деятельности является педагогическая импровизация.
Педагог может иметь не малое количество приемов, которые можно использовать при
решении разных педагогических задач. Но встречаются ситуации, в которых педагогу просто
необходимо быстро принимать решения, проявляя гибкость в нестандартных ситуациях в
течении рабочего времени.
Педагогическая импровизация – способность педагога быстро и верно оценивать
ситуацию, принимать решение сразу, без развернутого логического рассуждения, на основе
накопленных
знаний,
опыта
и
интуиции.
(В.И.
Загвязинский)
Мне, как педагогу, часто приходится импровизировать, для того чтобы быстро
сориентироваться, попасть в настроение, актуальность. Часто приходится работать в
условиях неполной информации (вопросы детей могут порой поставить в тупик). Чтобы
заинтересовать детей, вовремя оказаться в теме или «продавить» нужную, вовлечь детей в
сотворчество, сделать процесс обучения и воспитания ненавязчивым, привлекательным,
приходится импровизировать. Любая проектная деятельность, в своем роде импровизация на
тему. От этого рабочий процесс получается максимально творческим. Метод проектов
актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать,
синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, коммуникативные
навыки. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой
деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих
способностях, о математических способностях и т.д.
Дети дошкольного возраста чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание
познавать мир. Мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых
детей. Оно еще не задавленно догмами и стереотипами, оно более независимо. А это
качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сенситивным
периодом для развития творческого воображения. Из вышесказанного можно сделать вывод,
что дошкольный возрастает прекрасные возможности для развития способностей к
творчеству. И это необходимо учитывать при организации проектной деятельности.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей —
индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определенного
отрезка времени. Но без руководства, гибкого подхода, координации и должной
импровизации – это практически невозможно!
В своей практике я часто использую творчество, во всем его многообразии. Умение
импровизировать позволяет быстро сориентироваться или переориентироваться исходя из
интересов детей. Так, например, любые тематические дни позволяют нам максимально
широко раскрыть тему и области. Увлеченность и вовлеченность детей в творческий процесс
приводит к интересным результатам. Оформляем тематические альбомы с рисунками,

фотографиями, схемами, картами: «Мой любимый детский сад», «Я и моя семья», «Лес
люблю и берегу», «Моя безопасность», «Мой город», «Полезно и вкусно» и др.,
тематические книги-малышки: «ПДД», «БЖД», «Экология», «Витамины» и др., газеты:
«Зверье мое», «Мой дом, моя улица» и др., выставки групповые и персональные: «Осенние
дары», «Чудеса огородные», «Волшебный пластилин», «Народные умельцы», «Ах,
вернисаж» и др., постановки сказок, проведение праздников. В ходе проектов плотно
взаимодействуем с родителями, вовлекаем их в жизнь группы. Родители с удовольствием
участвуют и оказывают своим детям помощь в обогащении материальной и
информационной базы, проводят мастер-классы в рамках «Встреч с интересными людьми»,
выполняют с детьми творческие задания (осенние поделки, «Семейное древо», «Герб семьи»,
«Елочная игрушка» и др.), принимают активное участие в конкурсах и любых коллективных
мероприятиях (походы, экскурсии, праздники, театрализованные постановки).
Как показала практика, проектно – исследовательская деятельность очень актуальна и
эффективна. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых
и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать
и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на
полученные в ходе проектно – исследовательской деятельности знания детей, их
наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, я стараюсь создать
атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным
творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить
любую проблему.
Подготовила статью воспитатель
Парфенова Светлана Анатольевна.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 07.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(8162) 77-62-15